




Автотюнинг
Автосервис

С 1 декабря 2025 года утильсбор на автомобили в России меняет правила: теперь размер сбора будет зависеть не только от объема двигателя, но и от его мощности. Для многих увесистых импортных машин это может означать доплату в миллионы, а для рынка в целом — настоящее потрясение.
Что такое утильсбор и почему он важен
Утилизационный сбор — это не просто «налог на машину», а способ государства регулировать рынок, собирать деньги и косвенно влиять на структуру парка машин. Он действует как экологический платеж и стимул: дорогие, мощные автомобили платят больше, чтобы «участвовать в очистке» или просто потому, что их проще обложить.
История утильсбора в России не нова: с самого начала это был инструмент бюджетной подушечки и регулирования, толкающий некоторых к покупке более простых и экономичных моделей, или дающий повод «поддержать отечественное». И сейчас, в эпоху гибридов, электромобилей и высокопроизводительных импортных кроссоверов, подход пересматривают.
Главное изменение: с 1 декабря (а не с ноября)
Изначально поправки к утильсбору планировалось ввести с 1 ноября 2025 года, но срок перенесли — теперь все новые правила точно вступают в силу с 1 декабря 2025
Причина переноса — логистика и жалобы автодилеров и покупателей: многие уже заказали автомобили из-за границы, но не успели завершить таможенные процедуры к ноябрю.
Самое главное новшество — расчет утиль-сбора теперь будет учитывать мощность двигателя, а не только его объем и возраст. Именно на этот новый параметр существует порог: 160 лошадиных сил.
Утильсбор сделает иномарки роскошью в Уфе
Кто пострадает, а кто выиграет
Импортеры премиум-машин и мощных кроссоверов
Сильнее всего «боль» ощутят те, кто ввозит мощные иномарки. Автоэксперты, например Дмитрий Рогов, подсчитали, что для машин с очень большими двигателями утильсбор может вырасти до миллионов рублей.
Если раньше «ввозишь — платишь пару тысяч», то теперь — многомиллионные значения: пример BMW 740i 3.0 (340 л. с.), по данным DSS Group, сбор после 1 декабря может составлять ₽3,228 млн, тогда как раньше он был мизерный.
Частные лица
Для физлиц, которые везут автомобили для личного пользования, льготные ставки сохраняются до 160 л. с. сбор остается на уровне ₽3`400 руб. (новые машины) и ₽5`200 (старше трех лет).
Но стоит машине переступить порог мощности — и коэффициенты «взрываются». Например, новые машины с мощностью 160–190 л. с. получат коэффициент 37,5, что ведет к утильсбору ₽750`000 руб.
Электромобили и гибриды
Да, «зеленые» машины тоже под ударом: повышение касается и электрокаров, и гибридов, поскольку коэффициенты теперь будут зависеть от мощности, а механика расчета для них скорректирована. Это может сильно затормозить импорт таких машин (особенно мощных).
Транспортные компании
У коммерческих перевозчиков и компаний, занимающихся логистикой, тоже могут быть проблемы: рост утильсбора может ударить по затратам, особенно если используются мощные грузовики или автобусы. А значит, возрастает риск, что часть перевозки станет дороже, или компании пересмотрят парк.
На сервисе Авито Авто внедрили функцию обмена автомобиля по трейд-ин
Что говорит рынок и бизнес?
Когда новости о повышении сбора начали циркулировать, рынок отреагировал бурно. Импортеры предупреждают серьезные сложности, особенно в сегменте мощных автомобилей.
В Национальном автомобильном союзе считают, что импорт может резко сократиться: часть людей просто откажется от заказа «мощных иномарок», если плата за утиль станет сравнима либо выше стоимости машины.
С другой стороны, у дилеров и сервисных компаний (например, тех, кто работает с Audi, Skoda, Volkswagen) появляется новый аргумент: владельцам мощных машин может быть выгоднее не менять авто, а поддерживать старый, потому что каждое новое «мощное» будет облагаться штраф-сбором в миллионы.