Автотюнинг

Автосервис

Автобизнес ищет новые возможности для выхода из кризиса

04.08.2025
Автобизнес ищет новые возможности для выхода из кризиса

В условиях быстро меняющегося рынка автомобильной отрасли компании активно ищут инновационные решения и стратегии для роста.

Важным направлением становится переход на электрические и гибридные автомобили, что требует не только инвестиций, но и кардинального изменения производственных процессов и инфраструктуры.

Кроме того, внедрение цифровых технологий, таких как интернет вещей (IoT) и искусственный интеллект (ИИ), открывает новые горизонты для оптимизации логистики, обслуживания клиентов и управления запасами. Многие компании начали развивать сервисы по подписке на автомобили, что значительно меняет подход к владению транспортом.

Необходимо также учитывать влияние экологической политики и перехода к устойчивому развитию, который станет определяющим фактором в будущем автобизнеса. Все эти тренды требуют от компаний гибкости и готовности к изменениям для успешной адаптации к новым вызовам рынка.

Автодилеры пересматривают свои стратегии
Сложная ситуация на рынке автомобилей заставляет дилеров уменьшать свои расходы и отходить от традиционных бизнес-моделей. Многие компании закрывают убыточные торговые точки, отказываются от сотрудничества с некоторыми брендами и сосредоточиваются на прибыльных направлениях, запускают новые сервисы. По прогнозам, в этом году может закрыться от 10% до 20% автосалонов, пишет "Коммерсант".

Участники отрасли сообщают, что российские автодилеры адаптируют свои бизнес-процессы в условиях замедления экономики и низкого потребительского спроса. Согласно опросу, некоторые компании сокращают количество своих торговых площадок, в то время как другие пересматривают свою стратегию. Гендиректор «Автостата» Сергей Целиков отмечает, что всего за второй квартал количество шоурумов в России уменьшилось на 137, достигнув 2,95 тыс. точек, а числящихся в загоне дилерских контрактов стало на 183 меньше — всего 4,33 тыс. контрактов. Наибольшие потери понесла компания «КлючАвто», количество её контрактов сократилось с 90 до 36 за полгода.

Дилеры избавляются от невыгодных франшиз, чтобы оптимизировать свои затраты, как рассказывает гендиректор ГК «Автоспеццентр» Андрей Терлюкевич. Он указывает, что в первую очередь закрываются бренды, которые продают всего несколько автомобилей в месяц на одного дилера: «Среди таких — марки, показавшие резкое падение продаж и недостаточно конкурирующие на рынке».

Например, «Автодом» закрыл центр по продаже автомобилей Lamborghini в деловом районе «Москва-Сити». «На данный момент такая площадка не актуальна. Вместе с тем, мы продолжаем работу в ключевых локациях»,— уточнили в компании.

Некоторые игроки могут закрывать сегменты своего рынка. К примеру, «Борисхоф» больше не работает с подержанными автомобилями и перестал принимать машины на выкуп: соответствующее сообщение поступило клиентам через колл-центр. Комментариев от «Борисхоф» пока нет.

Традиционная схема бизнеса — покупка автомобилей для последующей перепродажи — уже теряет свою актуальность из-за высоких рисков в условиях нестабильной экономической ситуации и колебаний валютных курсов, как поясняет гендиректор «Рольфа» Светлана Виноградова. В новых условиях компания внедряет цифровые сервисы, становясь посредником между продавцами и покупателями, особенно на рынке подержанных автомобилей. Коммерческий директор маркетплейса Fresh Евгений Житнухин связывает уход от устоявшейся модели с увеличением онлайн-продаж и ростом конкуренции, отмечая, что новые участники, включая онлайн-ритейлеров и мультибрендовые салоны, создают давление на традиционные дилерские сети.

По мнению гендиректора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, авторитейл претерпевает изменения, однако значительного ухода от классической модели не наблюдается. Он отмечает, что компания не закрывает свои точки продаж, а, наоборот, «перераспределяет ресурсы» для достижения лучших результатов. Тем не менее, по его мнению, все автодилеры сейчас работают с почти нулевой рентабельностью из-за давления китайских дистрибуторов. «До середины лета автодилеры надеялись на восстановление бизнеса, но теперь многие владельцы рассматривают возможность изменения своей стратегии или выхода из бизнеса»,— добавляет Андрей Ольховский.