Автотюнинг
Автосервис
В последние месяцы российская автомобильная индустрия стала объектом пристального внимания. Активно распространяются сведения о вероятном возобновлении деятельности иностранных марок. Эксперты сети «Китаяна» проанализировали, как это отразится на китайских автопроизводителях, прочно закрепившихся на освободившихся рыночных нишах, а также какие трансформации ожидают сектор запчастей и автосервисного обслуживания.
На текущий момент китайские бренды уверенно лидируют на российском авторынке. Возвращение прежних игроков потребует от них существенных усилий, в частности, возобновления дилерских соглашений, значительных инвестиций в модернизацию сервисной инфраструктуры, включая оборудование для диагностики, и приобретение специализированных инструментов. Также потребуется пересмотр маркетинговых стратегий и восстановление доверия потребителей.
По мнению Артемия Тушкова, руководителя развития партнерской сети «Китаяна», уйти с рынка всегда легче, чем вернуться. За время отсутствия старых брендов рынок успел сформироваться и насытиться, поэтому восстановление позиций будет более сложным и дорогостоящим.
Однако рынок уже продемонстрировал способность к быстрой адаптации. Появление китайских автомобилей в свое время создало трудности, такие как дефицит каталогов, нехватка запчастей и отсутствие опыта работы с новыми моделями. Тем не менее, это послужило мощным стимулом для сервисов, которые быстро адаптировались к изменениям спроса. Возвращение европейских и японских марок не вызовет такого напряжения, как первоначальный приток китайских автомобилей.
По оценкам специалистов, сетевым сервисным центрам потребуется около двух-трех лет на полную адаптацию, поскольку клиенты, приобретающие автомобили вернувшихся брендов, в первую очередь будут обращаться к официальным дилерам.
Что касается рынка запчастей, то потребители окажутся в выигрышном положении. За последние годы сформировалась стабильная экосистема отечественных и китайских производителей аналогов, предлагающих качественные решения по доступным ценам. Появление оригинальных запчастей вернувшихся брендов усилит конкуренцию, однако их высокая стоимость может удержать часть клиентов, особенно тех, кто привык к надежным аналогам.
В краткосрочной перспективе значительных изменений не ожидается. Восстановление логистических цепочек, заключение соглашений с дистрибьюторами и пополнение складов оригинальными деталями займет не менее года. Ситуация осложняется тем, что многие дистрибьюторы пережили сложный переходный период и могут быть не готовы к быстрому восстановлению сотрудничества.
Артемий Тушков подчеркивает, что для потребителей сегодня важнее не марка детали, а комплексная услуга с гарантией. Все чаще клиенты выбирают станции, которые предлагают не только качественный ремонт, но и ответственность за установленные компоненты. В результате продукция собственных торговых марок сервисов постепенно вытесняет известные мировые бренды.